Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства
ради будущего России
Каталог актов Федеральной Антимонопольной Службы

Предупреждение № 79-07/17 в отношении Администрации Озерского городского округа признаков нарушения антимонопольного законодательства

Управление:
Челябинское УФАС России
Дело:
79-07/17
Дата:
13.10.2017
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов властиАнтимонопольное регулирование
Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Текст документа:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 79-07/17 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 09 октября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление Прокуратуры ЗАТО города Озерска по вопросу создания преимущественных условий на рынке оказания ритуальных услуг отдельным хозяйствующим субъектам. При рассмотрении представленных документов установлено следующее. 1. Постановлением Администрации Озерского городского округа (далее - Администрация) от 26.07.1999 № 2045 хозрасчетному муниципальному предприятию Память присвоен статус специализированной службы по вопросам организации похоронного дела. Постановлением Администрации от 28.07.2005 № 1038 статус специализированной службы по вопросам организации похоронного дела подтвержден МУП Память (далее Постановление от 28.07.2005 № 1038). Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ О погребении и похоронном деле (далее Закон о погребении) услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9 Закона о погребении, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В статье 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения, 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Пунктом 2 Постановления от 28.07.2005 № 1038 установлено, что МУП Память вменено в обязанность оказание услуги по подготовке тел умерших к погребению, а именно выполнять следующие виды работ: - мытье тела, головы, - сушка волос, причесывание, - устранение состояния открытых глаз, рта, - бритье, - подстригание ногтей на руках, ногах, - бальзамическая маска, - прокладывание промежностей, - облачение, укладывание в гроб. Пунктом 4 Постановления от 28.07.2005 № 1038 рекомендовано ЦМСЧ-71 заключить договор со специализированным МУП Память на оказание услуг по подготовке тел в морге к погребению по утвержденной стоимости. Тогда как оказание услуг по подготовке тел в морге к погребению не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела. Следовательно, не относится к исключительным полномочиям и компетенции специализированной службы и может быть оказано любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, в том числе на конкурентной основе, по выбору лиц, взявших обязанности по погребению. В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (часть 1 статьи 421 ГК РФ). Вопросы местного значения городского округа изложены в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон об организации местного самоуправления). Органы местного самоуправления действующим законодательством не наделены полномочиями по выбору контрагентов юридических лиц. Соответственно, органы местного самоуправления и иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Под конкуренцией в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров. Таким образом, действия Администрация по принятию пунктов 2, 4 Постановления от 28.07.2005 № 1038 содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 названной нормы, поскольку устанавливают для ЦМСЧ № 71 ограничения выбора контрагента по оказанию услуг по подготовке тел в морге по погребению, а также приводят или могут привести к созданию преимущественных условий МУП Память, ограничению доступа или устранению иных хозяйствующих субъектов с рынка оказания ритуальных услуг, то есть дискриминационных условий. 2. Постановлением Администрации от 07.04.2014 № 935 утвержден Устав МУП Память. Согласно пункту 3.2.1 Устава предприятие создано в целях решения вопроса местного значения по организации ритуальных услуг на территории Озерского городского округа (далее - Устав). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Закона об организации местного самоуправления организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения городского округа. Следовательно, полномочия, в целях решения которых создано МУП Память, прямо относятся к полномочиям органа местного самоуправления. Таким образом, действия Администрации по наделению МУП Память функциями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг, путем утверждения пункта 3.2.1 Устава предприятия, являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение). В связи с наличием в действиях Администрации Озерского городского округа признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 15, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 27 октября 2017 года, а именно: 1) отмены пунктов 2, 4 Постановления от 28.07.2005 № 1038, 2) информирования МУП Память и ЦМСЧ № 71 об отмене пунктов 2, 4 Постановления от 28.07.2005 № 1038, 3) внесения изменения в пункт 3.2.1 Устава МУП Память, в части отмены полномочий предприятия по организации ритуальных услуг на территории Озерского городского округа. О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих отмену пунктов 2, 4 Постановления Администрации от 28.07.2005 № 1038, в том числе опубликование данной информации на официальном сайте Администрации, документы, подтверждающие информирование МУП Память и ЦМСЧ № 71 об отмене пунктов 2, 4 Постановления от 28.07.2005 № 1038, внесения изменения в Устав МУП Память, в части отмены полномочий предприятия по организации ритуальных услуг на территории Озерского городского округа, путем исключения пункта 3.2.1). В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Вернуться в каталог

Отзывы

Нет Отзывов