Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства
ради будущего России
Каталог актов Федеральной Антимонопольной Службы

РЕШЕНИЕ по делу № 13-А-17

Управление:
Хакасское УФАС России
Дело:
13-А-17
Дата:
16.10.2017
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Тип документа:
Решения по делам
Текст документа:
Ответчик: Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана М. Жукова ул., д. 7, г. Абакан, Республика Хакасия, 655012 Заинтересованное лицо: МБУ города Абакана Спецавтобаза ЖКХ Зеленая ул., д. 1, г. Абакан, Республика Хакасия, 655003 РЕШЕНИЕ по делу № 13-А-17 г. Абакан Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2017 года. В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2017 года. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: <,&hellip,>, заместитель руководителя начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы, Члены комиссии: <,&hellip,>, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, <,&hellip,>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий, <,&hellip,>, специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует), кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции, в присутствии: представителя ответчика от Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана по доверенности б/н от 06.02.2017, выданной на срок до 31.12.2017, <,&hellip,>,, представителя заинтересованного лица от МБУ города Абакана Спецавтобаза ЖКХ по доверенности № 19 от 27.06.2017, выданной сроком на три года, <,&hellip,>,, рассмотрев дело № 13-А-17, возбужденное в отношении Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана по признакам нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ О защите конкуренции (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана, которые ставят МБУ Спецавтобаза ЖКХ в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства. В связи с наличием в действиях УКХТ Администрации г. Абакана признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 указанного Закона выдало предупреждение о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего было необходимо: 1. Обеспечить соответствие муниципального задания на 2017 год для МБУ Спецавтобаза ЖКХ требованиям действующего законодательства путем недопущения включения в него положений, предусматривающих осуществление за счет субсидий выполнения работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана. 2. Принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при организации выполнения работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана Республики Хакасия, совершив действия по организации содержания указанных работ в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции. Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо было совершить в срок до 01 апреля 2017 года. 10.03.2017 года (вх. № 1460) в адрес Хакасского УФАС России поступило письмо УКХТ Администрации г. Абакана о необходимости продления срока исполнения предупреждения до 01 сентября 2017 года. В соответствии с положениями части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом. Предупреждение от 13.01.2017 года, выданное Хакасским УФАС России, получено УКХТ Администрации г. Абакана 13.01.2017 года. В ходатайстве о продлении срока исполнения предупреждения УКХТ Администрации г. Абакана указывает на невозможность исполнения предупреждения и просит продлить срок до 01.09.2017 года. В адрес антимонопольного органа не поступило подтверждающих документов, свидетельствующих о предпринимаемых действиях органа местного самоуправления, направленных на исполнение предупреждения Хакасского УФАС России с момента получения предупреждения до настоящего времени. Вместе с тем, учитывая доводы УКХТ Администрации г. Абакана, Хакасское УФАС России сделало вывод, что продление срока исполнения предупреждения возможно до 01.05.2017 года. На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Хакасское УФАС России продлило срок выполнения предупреждения от 13.01.2017 № 04-150/ОМ для устранения нарушений пунктов 2,8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и установило новый срок для выполнения действий, указанных в предупреждении до 01 мая 2017 года. Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом. Частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения. По состоянию на 11.05.2017 года УКХТ Администрации г. Абакана выданное Хакасским УФАС России предупреждение не выполнило. Таким образом, в действиях Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана содержатся признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Определением о назначении дела № 13-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.05.2017 года рассмотрение дела назначено на 21.06.2017 года. Определением об отложении рассмотрения дела № 13-А-17 от 21.06.2017 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 13.07.2017 года, в качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела привлечено МБУ города Абакана Спецавтобаза ЖКХ. Определением об отложении рассмотрения дела № 13-А-17 от 13.07.2017 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 08.08.2017 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 13-А-17 от 08.08.2017 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 14.09.2017 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. 14.09.2017 года комиссия антимонопольного органа приняла Заключение об обстоятельствах дела № 13-А-17. Положениями пункта 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции установлено, что комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела. В связи с чем, рассмотрение дела было отложено на 10.10.2017 года. 10.10.2017 года Комиссией Хакасского УФАС Росси был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 13.10.2017 года. На заседаниях Комиссии Хакасского УФАС России ответчиком были озвучены следующие доводы. Бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях), сферы деятельности бюджетных учреждений не ограничены (Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р), иного способа финансирования бюджетного учреждения за счет средств соответствующего бюджета кроме как посредством выделения субсидий Бюджетным Кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Антимонопольным органом не доказан факт ограничения конкуренции на рассматриваемом рынке, поскольку УКХТ Администрации г. Абакана не только финансирует МБУ Спецавтобаза ЖКХ посредством субсидирования, но и проводит конкурентные процедуры. Следовательно, у иных хозяйствующих субъектов имеется доступ на данный товарный рынок. Правовая позиция УКХТ Администрации г. Абакана подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2016 № Ф08-1829 делу № А53-19949/2015. Не представляется возможным включить в техническое задание требования контрольно-надзорных органов об устранении нарушений (предписания ГИБДД и т.д.). Ни один из видов торгов не позволит включить в документацию исполнение таких предписаний, срок по которым ограничен часами, сутками. Представитель заинтересованного лица (МБУ Спецавтобаза ЖКХ) поддержала доводы, изложенные УКХТ Администрации г. Абакана, а также указала, что работы учреждением выполняются не в интересах органа местного самоуправления, а в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 13-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства, и установила следующее. В соответствии с постановлением Администрации г. Абакана от 02.11.2015 № 2109 Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства преобразовано в Муниципальное бюджетное учреждение города Абакана Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства (далее МБУ Спецавтобаза ЖКХ, Учреждение). Согласно пункту 3 указанного постановления в качестве основных целей деятельности МБУ Спецавтобаза ЖКХ определены выполнение работ и оказание услуг по реализации полномочий органов местного самоуправления города Абакана в области содержания, благоустройства, озеленения территорий города Абакана, освещения улиц города Абакана, содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов их обустройства в границах города Абакана (пункт 2.1 Устава). Устав МБУ Спецавтобаза ЖКХ утвержден 11.02.2016 и.о. Председателя Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана <,&hellip,>, и согласован начальником Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана <,&hellip,>,. Согласно Уставу МБУ Спецавтобаза ЖКХ является унитарной некоммерческой организацией. Предметом деятельности Учреждения являются: - осуществление работ по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, - организация освещения улиц, - уборка территории и аналогичной деятельности, - организация благоустройства и озеленения в границах города Абакана (пункт 2.2 Устава). В пункте 2.3 Устава Учреждения перечислены основные виды деятельности МБУ Спецавтобаза ЖКХ (в том числе уборка территории города, вывоз твердых коммунальных отходов, откачка и вывоз нечистот у населения и предприятий, озеленение городской территории, ремонт и укладка асфальтобетонного покрытия, установка, содержание, ремонт и обслуживание инженерных сооружений для освещения улиц и т.д.). Помимо основных видов деятельности Учреждение может осуществлять иные виды деятельности (пункт 2.4 Устава). К таким видам деятельности относится выполнение в качестве приносящей доход деятельности Учреждения следующих работ (услуг) для физических и юридических лиц на договорной основе, в том числе оказание услуг по уборке территории, вывозу твердых коммунальных отходов, откачке и вывозу нечистот у населения и предприятий, озеленению территории и т.д. В силу пункта 4.1 Устава имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Собственником всего имущества Учреждения является муниципальное образование город Абакан. В соответствии с распоряжениями Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана за Учреждением закреплено имущество на праве оперативного управления, в том числе тротуары с асфальтобетонным покрытием, ограждения, асфальтобетонное покрытие дороги, парковки, тротуара, проезда, газоны, автомобиль, переход через железную дорогу, площадки перед входами в переход. Согласно пунктам 4.10, 4.11, 4.15 Устава Учреждения муниципальное задание для Учреждения формируется и учреждается в соответствии с основными видами деятельности Учреждения. Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренных настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Доходы Учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. 26.02.2016, 23.03.2016 (изменение № 1), 26.04.2016 (изменение № 2), 29.06.2016 (изменение № 3), 21.09.2016 (изменение № 4), 26.10.2016 (изменение № 5), 23.11.2016 (изменение № 6) Учреждению утверждены муниципальные задания на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана. Постановлением Администрации г. Абакана от 14.12.2015 № 2392 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Абакана и финансового обеспечения выполнения муниципального задания. На основании вышеуказанного постановления Администрации г. Абакана 26.02.2016 между Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана и МБУ Спецавтобаза ЖКХ заключено соглашение № 21 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ г. Абакана Спецавтобаза ЖКХ (далее соглашение № 21). Объем субсидии, предоставляемой Учреждению составляет 29 050 000 рублей. Согласно дополнительным соглашениям к соглашению № 21 от 29.03.2016, 29.04.2016, 29.06.2016, 11.07.2016, 21.09.2016, 26.10.2016, 23.11.2016 объем субсидии был скорректирован и составил 83 180 000 рублей 00 копеек. Кроме того, 30.12.2016 между Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана и МБУ Спецавтобаза ЖКХ заключено соглашение № 47 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ г. Абакана Спецавтобаза ЖКХ (далее соглашение № 47). Объем субсидии, предоставляемой Учреждению составляет 87 710 000 рублей. Согласно дополнительным соглашениям к соглашению № 47 от 20.03.2017, 30.05.2017, 31.05.2017, 15.06.2017, 28.06.2017, 27.09.2017, 28.09.2017 объем субсидии был скорректирован и составил 105 646 000 рублей 00 копеек. Срок действия соглашения № 47 до 31.12.2017 года. Исследовав материалы дела № 13-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана признаков пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на основании следующего. Проанализировав положения части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях, статей 6, 38, частей 1 и 3 статьи 69.2, части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе), пунктов 5, 24 и 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Хакасское УФАС России приходит к выводу, что работы по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, организации освещения улиц, уборке территории, организации благоустройства и озеленению в границах города Абакана и аналогичной деятельности, а также работы для физических и юридических лиц на договорной основе осуществляются непосредственно в интересах деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Абакан. Следовательно, указанные работы относятся к муниципальным нуждам и их финансирование должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По мнению Хакасского УФАС России, Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана, утверждая муниципальные задания на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана на 2016-2017 гг. ставит МБУ Спецавтобаза ЖКХ в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствует деятельности хозяйствующих субъектов на рынке по содержанию объектов дорожного хозяйства общего пользования местного значения в границах муниципального образования город Абакан, а также работ по содержанию в чистоте территории города Абакана. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2), а также создание дискриминационных условий (пункт 8). Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции). В силу пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в предоставлении МБУ Спецавтобаза ЖКХ права на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства общего пользования местного значения в границах муниципального образования город Абакан, а также работ по содержанию в чистоте территории города Абакана на основании муниципальных заданий и соглашений № 21, № 47 (с учетом дополнительных соглашений к ним) без проведения торгов, что создает угрозу недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Как следует из собранных материалов, Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана, Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана учреждено МБУ Спецавтобаза ЖКХ, являющееся некоммерческой организацией, созданной для реализации полномочий органа местного самоуправления, которому впоследствии переданы в оперативное управление муниципальное имущество, утверждены муниципальные задания и предоставлены субсидии на финансовое обеспечение их выполнения. Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Согласно части 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, порядок оказания соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Из части 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета). Частью 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Формируя и утверждая муниципальные задания МБУ Спецавтобаза ЖКХ, УКХТ Администрации города не указало в нем категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих работ. Работы по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана направлены на решение таких вопросов местного значения (пункты 5, 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), которые не относятся к тем видам работ и услуг, которые указаны в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях и которые могут осуществляться в ходе исполнения муниципального задания, финансируемого путем выделения субсидий. Иными словами, потребителями указанных работ выступают не какие-либо категории физических и юридических лиц, работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и работы по озеленению территорий и содержанию мест общего пользования являются результатом и целью функционирования органов местного самоуправления, действующих в интересах всего населения муниципального образования. МБУ Спецавтобаза ЖКХ является хозяйствующим субъектом согласно определению, данному в пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к содержанию объектов дорожного хозяйства и содержанию в чистоте территории муниципального образования не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны его осуществлять. При указанных обстоятельствах, Хакасское УФАС России приходит к выводу, что работы по содержанию объектов дорожного хозяйства и содержанию в чистоте территории муниципального образования это конкурентные виды деятельности. 14.09.2017 года Хакасским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции (приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 23.11.2015)). Определение временного интервала исследования товарного рынка проводится в соответствии с разделом II Порядка № 220. Согласно п. 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. В соответствии с указанными положениями, а также с учетом материалов дела № 13-А-17, требуется провести ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Постановлением Администрации г. Абакана от 14.12.2015 № 2392 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Абакана и финансового обеспечения выполнения муниципального задания. На основании вышеуказанного постановления Администрации г. Абакана 26.02.2016 между Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана и МБУ Спецавтобаза ЖКХ заключено соглашение № 21 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ г. Абакана Спецавтобаза ЖКХ. Объем субсидии, предоставляемой Учреждению составляет 29 050 000 рублей. Согласно дополнительным соглашениям к соглашению № 21 от 29.03.2016, 29.04.2016, 29.06.2016, 11.07.2016, 21.09.2016, 26.10.2016, 23.11.2016 объем субсидии был скорректирован и составил 83 180 000 рублей 00 копеек. Кроме того, 30.12.2016 между Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана и МБУ Спецавтобаза ЖКХ заключено соглашение № 47 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ г. Абакана Спецавтобаза ЖКХ (далее соглашение № 47). Объем субсидии, предоставляемой Учреждению составляет 87 710 000 рублей. Согласно дополнительным соглашениям к соглашению № 47 от 20.03.2017, 30.05.2017, 31.05.2017, 15.06.2017, 28.06.2017, 27.09.2017, 28.09.2017 объем субсидии был скорректирован и составил 105 646 000 рублей 00 копеек. Срок действия соглашения № 47 до 31.12.2017 года. Учитывая изложенное, период исследования товарного рынка определен периодом с 26.02.2016 года по настоящее время. Определение продуктовых границ товарного рынка. Нарушение антимонопольного законодательства рассматривается на рынке по содержанию автомобильных дорог, благоустройству ландшафта (коды 52.21.22, 81.30 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Нарушение выразилось в действиях по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана, которые ставят МБУ Спецавтобаза ЖКХ в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке. Таким образом, географическими границами товарного рынка по содержанию автомобильных дорог, благоустройству ландшафта определены границы г. Абакана Республики Хакасия. Изучив доводы УКХТ Администрации г. Абакана и МБУ Спецавтобаза ЖКХ, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о их несостоятельности на основании следующего. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение контрактов на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана, к участию в закупках. Представленные УКХТ Администрации г. Абакана в материалы настоящего дела муниципальные контракты, подтверждающие факт проведения торгов на рассматриваемом рынке, не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях УКХТ Администрации г. Абакана, поскольку участники закупок получили право на выполнение соответствующих работ на торгах, а МБУ Спецавтобаза ЖКХ путем субсидирования вне конкурентных процедур. Более того, заключение таких контрактов с хозяйствующими субъектами (ООО ДСП-8, ООО ДСУ Сервис) подтверждает наличие на товарном рынке иных юридических лиц, претендующих на заключение контрактов на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана. Указанные УКХТ Администрации г. Абакана в муниципальных заданиях работы по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана являются потребностью органа местного самоуправления, необходимой для решения вопросов местного значения. Данные работы осуществляются для органа местного самоуправления, финансируются за счет местного бюджета, в связи с чем, являются муниципальной нуждой. Из чего следует, что финансирование таких работ должно осуществляться строго в порядке, установленном Законом о контрактной системе, выделение субсидий на эти цели муниципальному бюджетному учреждению ни Законом о некоммерческих организациях, ни Бюджетным Кодексом Российской Федерации не предусмотрено и противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Данную деятельность могут осуществлять любые хозяйствующие субъекты в соответствии с требованиями законодательства. Иное толкование и понимание в совокупности указанных выше законодательных актов может привести к тому, что орган местного самоуправления по своему усмотрению будет способен принимать решения о создании хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход на товарном рынке, на котором орган местного самоуправления выступает заказчиком товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования в целях решения вопросов местного значения. В этой связи необходимо отметить, что оценка вопроса о правомерности финансирования муниципального бюджетного учреждения в форме субсидии не может быть осуществлена исключительно в рамках бюджетного законодательства без ее соответствующей взаимосвязи с Законом о некоммерческих организациях, Законом о контрактной системе и Законом о защите конкуренции. Следовательно, соответствие действий УКХТ Администрации г. Абакана по предоставлению субсидий МБУ Спецавтобаза ЖКХ бюджетному законодательству с неизбежностью не влечет за собой вывод о правомерности таких действий с точки зрения соблюдения установленных Законом о защите конкуренции антимонопольных запретов. В приведенной УКХТ Администрации г. Абакана в обоснование своей правовой позиции судебной практике рассматриваются иные обстоятельства, в связи с чем, такая практика не может быть признана заслуживающей внимания. Доводы УКХТ Администрации г. Абакана в части немедленного исполнения предписаний контрольно-надзорных органов об устранении нарушений в рассматриваемой сфере и, как следствие, невозможности предусмотреть такие случаи в техническом задании при проведении конкурентных процедур Комиссия Хакасского УФАС России посчитала несостоятельными. Выдача предписаний контрольно-надзорных органов носит разовый, не постоянный характер, является исключительным случаем в деятельности органа местного самоуправления. Исполнение таких предписаний возможно посредством заключения муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе на сумму, необходимую для выполнения такого рода работ. Следовательно, действия УКХТ Администрации г. Абакана по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана ставят МБУ Спецавтобаза ЖКХ в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, что нарушает пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения финансирование МБУ Спецавтобаза ЖКХ путем выделения субсидии на основании утвержденных муниципальных заданий продолжает осуществляться, у Комиссии Хакасского УФАС России имеются основания для выдачи обязательного для исполнения предписания. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ О защите конкуренции, РЕШИЛА: Признать Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана нарушившим пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана, которые ставят МБУ Спецавтобаза ЖКХ в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке. Выдать Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно обеспечить соответствие муниципального задания на 2018 год для МБУ Спецавтобаза ЖКХ требованиям действующего законодательства путем недопущения включения в него положений, предусматривающих осуществление за счет субсидий выполнения работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана, а также принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при организации выполнения работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана Республики Хакасия, совершив действия по организации содержания указанных работ в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции. Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана М. Жукова ул., д. 7, г. Абакан, Республика Хакасия, 655012 ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 13-А-17 16 октября 2017 года г. Абакан Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: <,&hellip,>, заместитель руководителя начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы, Члены комиссии: <,&hellip,>, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, <,&hellip,>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий, <,&hellip,>, специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ О защите конкуренции, на основании своего решения от 16 октября 2017 года по делу № 13-А-17 о нарушении Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана (М. Жукова ул., д. 7, г. Абакан, Республика Хакасия, 655012) пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ О защите конкуренции (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана, которые ставят МБУ Спецавтобаза ЖКХ в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, ПРЕДПИСЫВАЕТ: Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно а именно в срок до 25 декабря 2017 года обеспечить соответствие муниципального задания на 2018 год для МБУ Спецавтобаза ЖКХ требованиям действующего законодательства путем недопущения включения в него положений, предусматривающих осуществление за счет субсидий выполнения работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана, а также принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при организации выполнения работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана и по содержанию в чистоте территории города Абакана Республики Хакасия, совершив действия по организации содержания указанных работ в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции. О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течение 3 дней с момента исполнения настоящего предписания с документами, подтверждающими прекращение нарушения антимонопольного законодательства. Председатель комиссии <,&hellip,>, Члены комиссии: <,&hellip,>, <,&hellip,>, (отсутствует) <,&hellip,>, Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Вернуться в каталог

Отзывы

Нет Отзывов