Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства
ради будущего России
Каталог актов Федеральной Антимонопольной Службы

Решение по делу о нарушении ООО Проект-Лесстрой , ЗАО  Издатель и Томским филиалом ФГУ Федеральный лицензионный центр при Росстрое ФЗ О рекламе

Управление:
Томское УФАС России
Дело:
02-11/01-08
Дата:
13.03.2008
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Тип документа:
Решения по делам
Текст документа:
РЕШЕНИЕ 13.03.2008 г. г. Томск Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии В.И. Шевченко члены Комиссии: А.М. Павлюк, Н.В. Базарова, С.Н. Лепихина, Е.П. Фоминых, рассмотрев дело №02-11/01-08, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в еженедельной информационной газете Реклама №81(759) от 13 октября 2007 г. рекламы услуг общества с ограниченной ответственностью Проект-Лесстрой (юридический адрес: пр. Ленина, 195, 4, г. Томск, 634009), содержащей признаками нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ О рекламе, в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе директора ЗАО Издатель П, действующего на основании устава , в отсутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО Проект-Лесстрой (уведомлено должным образом), в присутствии представителя заинтересованного лица от ООО Агентство Рекламный дайджест менеджер М, действующая на основании доверенности, в отсутствии представителей заявителя Томского филиала Федерального государственного учреждения Федеральный лицензионный центр при Росстрое (уведомлено должным образом), УСТАНОВИЛА: В адрес Томского УФАС России 18 октября 2007 г. поступило заявление от Томского филиала ФГУ Федеральный лицензионный центр при Росстрое о нарушениях Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ О рекламе, допущенных ООО Проект-Лесстрой в Томске при размещении рекламы в еженедельной информационной газете Реклама №81(759) от 13 октября 2007 г. При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе в еженедельной информационной газете Реклама №81(759) от 13 октября 2007 г. обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем: На странице №63 указанного номера газеты Реклама размещена реклама ООО Проект-Лесстрой (юридический адрес: Пр. Ленина, 195, 4, г. Томск, 634009, фактический адрес: Ул. Ивановского, 6а, г. Томск, 634040) следующего содержания: ООО Проект-Лесстрой. Изготовление. Комплектация. Сборка домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна диаметром от 180 до 280 мм. Покупаем круглый лес. г. Томск, ул. Ивановского, 6а, т.25-24-95, 33-33-77. В ходе проведенной сотрудниками управления проверки установлено следующее. Между ООО Проект-Лесстрой и ООО Агентство Рекламный дайджест 20 апреля 2007 г. заключен договор №100 на оказание услуг по рекламе, предметом которого является размещение и распространение рекламных материалов в газете Реклама. Между ООО Агентство Рекламный дайджест и ЗАО Издатель 01 января 2007 г. заключен агентский договор №2 (договор на оказание посреднических услуг по поиску заказчика). Согласно письму Томского филиала Федерального государственного учреждения Федеральный лицензионный центр при Росстрое (вход. №2993 от 18.10.2007) ООО Проект-Лесстрой не имеет лицензии на рекламируемый вид деятельности. Согласно статье 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно пункту 101.2 статьи 17 указанного закона для осуществления деятельности по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения требуется лицензия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. №174 О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства утверждено Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. Указанным Положением определено, что деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает исполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. №45 Об организации лицензирования отдельных видов деятельности утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Согласно указанному перечню к сфере деятельности Росстроя относится лицензирование строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Председателем Госстроя России 7 октября 2002 г. утвержден Состав видов деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям, лицензирование которых отнесено в компетенции Госстроя России. Согласно подразделу Монтаж деревянных конструкций (раздел Строительство) указанного документа сборка деревянных (брусчатых) зданий и сооружений заводского изготовления подлежит лицензированию. Таким образом, сборка домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна, указанная в рекламе ООО Проект-Лесстрой, подлежит лицензированию. Лицензию на данный вид деятельности выдает Госстрой России. Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама ООО Проект-Лесстрой, распространенная в еженедельной информационной газете Реклама №81(759) от 13 октября 2007 г., содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ О рекламе, согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. В ходе подготовки дела к рассмотрению также установлено, что в текст спорного рекламного модуля в ноябре 2007 г. было внесено изменения слово Кредит, как дополнительный объект рекламирования (модуль размещен в газете Реклама на стр.63 №89(767) от 10 ноября 2007 г.), в декабре 2007 г. указанное изменение дополнено следующим образом Кредит. Московский банк Реконструкции и Развития 16% годовых и ведение счета (модуль размещен в газете Реклама на стр.59 №99(777) от 15 декабря 2007 г.). Таким образом, наряду с указанным выше признаком нарушения рекламного законодательства, текст рекламы услуг ООО Проект-Лесстрой, распространенной в ноябре 2007 г., содержит информацию о рекламе финансовых услуг, а именно кредита. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27.10.2006 г. №135-ФЗ О защите конкуренции финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. В пункте 6 статьи 4 указанного закона содержится исчерпывающий перечень организаций, оказывающих финансовые услуги: финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, -кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг. ООО Проект-Лесстрой не является хозяйствующим субъектом, оказывающим финансовые услуги. В результате проведенной проверки установлено, что рекламируемая услуга кредита является именно финансовой, поскольку между открытым акционерным обществом Акционерным коммерческим банком Московский БАНК Реконструкции и Развития и ООО Проект-Лесстрой 10 апреля 2007 г. заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является кредитование Банком клиентов ООО Проект-Лесстрой (пункт 1.1 соглашения). Рекламируя услугу кредита под своим именем, ООО Проект-Лесстрой, тем самым, распространяет недостоверную информацию, совершая действие, содержащее признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ О рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара. Недостоверная реклама не допускается согласно части 1 статьи 5 указанного закона. Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ О рекламе товаром признается продукт деятельности (в том числе работа и услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Кроме того, из текста рекламы следует, что ООО Проект-Лесстрой, рекламируя услугу, которую не может оказывать и, умалчивая наименования лица, оказывающего услугу кредита, совершает действие, содержащее признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ О рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя фамилию, имя, отчество). Наряду с указанными выше признаками нарушения рекламного законодательства, текст рекламы услуг ООО Проект-Лесстрой с учетом изменений декабря 2007 г. содержит признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ О рекламе. Текст рекламы содержит условие, влияющее на стоимость кредита, а именно - 16% годовых. При этом проверкой установлено, что ежемесячная комиссия за ведение ссудного счета составляет 0,3%, 0,6% или 0,9% от суммы кредита в зависимости от размера кредита, комиссия за досрочный возврат кредита до истечения 6 месяцев с момента выдачи составляет 1,5% от досрочно погашаемой суммы, комиссия за досрочный возврат кредита до истечения одного месяца с момента выдачи кредита составляет 2% от досрочно погашаемой суммы. Упоминание о размерах указанных комиссий в рекламе отсутствует, что свидетельствует о наличии признаков нарушения части 3 статьи 28 ФЗ О рекламе, согласно которой если реклама банковских услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. На заседаниях комиссии Томского УФАС России 23 января 2008 г., 31 января 2008 г., 13 февраля 2008 г., 20 февраля 2008 г. генеральный директор ООО Проект-Лесстрой М сообщил, что ООО Проект-Лесстрой не занимается строительством. Термин сборка, используемый в рекламе, подразумевает сборку стеновых элементов на территории предприятия по желанию заказчика, для того, чтобы покупатель мог наглядно увидеть качество и собираемость стеновых узлов. ООО Проект-Лесстрой занимается изготовлением оцилиндрованных бревен и распиловкой круглого леса на пиломатериал. Договоры подряда со строительными организациями не заключались. ООО Проект-Лесстрой арендует производственные площади у ООО Максима. Клиенты (покупатели) ООО Проект-Лесстрой часто становятся клиентами ООО Максима, заключая договор на строительство домов и коттеджей. ООО Максима имеет лицензию на строительство. Директор ООО Проект-Лесстрой М сообщил также, что информация о кредите внесена в рекламный текст, поскольку есть договор с банком. Клиент вносит предоплату в размере 30%, а остальные 70% за счет банковского кредита, признал нарушения статьи 28 ФЗ О рекламе, допущенные при распространении рекламы ООО Проект-Лесстрой в газете Реклама в ноябре, декабре 2007 г. На заседаниях комиссии Томского УФАС России 13 февраля 2008 г., 20 февраля 2008 г., 29 февраля 2008 г. и 13 марта 2008 г. представитель ООО Агентство Рекламный дайджест менеджер М пояснила, что информация для всех трех спорных рекламных макетов была принята от рекламодателя двумя менеджерами ООО Агентство Рекламный дайджест. Вопрос о лицензии задавался рекламодателю, но он убедил менеджера, что сборка не относится к лицензируемой сфере деятельности. На заседании комиссии Томского УФАС России 13 марта 2008 г. директор ЗАО Издатель И.А. Пилевин пояснил, что между ЗАО Издатель и ООО Агентство Рекламный дайджест действует агентский договор. С рекламодателем работают менеджеры ООО Агентство Рекламный дайджест. ООО Агентство Рекламный дайджест осуществляет поиск рекламодателей по поручению ЗАО Издатель. О своей деятельности регулярно отчитывается перед ЗАО Издатель. Рекламораспространителем и рекламопроизводителем является ЗАО Издатель. Оплата за рекламные услуги поступает на счет ООО Агентство Рекламный дайджест, а затем на счет ЗАО Издатель за минусом вознаграждения ООО Агентство Рекламный дайджест. Комиссия Томского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее. Рассматриваемые публикации подпадают под определение понятия рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона О рекламе, согласно которому реклама информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама содержит два объекта рекламирования: услуга ООО Проект-Лесстрой по изготовлению, сборке домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна диаметром от 180 до 280 мм. и финансовая услуга кредита. Анализ материалов дела позволил Комиссии определить в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (пункт 5 статьи 3 ФЗ О рекламе) ООО Проект-Лесстрой, в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ О рекламе) ЗАО Издатель, что подтверждается агентским договором №2 от 01 января 2007 г. между ЗАО Издатель и ООО Агентство Рекламный дайджест, договором №100 от 20 апреля 2007 г. на оказание услуг по рекламе между ООО Проект-Лесстрой и ООО Агентство Рекламный дайджест, а также пояснениями директора ЗАО ИздательП. Услуги по размещению рекламы оплачены ООО Проект-Лесстрой по счетам №35557, №40160, №44837, №49202, что подтверждается платежными поручениями от 24 сентября 2007 г., 26 октября 2007 г., 23 ноября 2007 г., от 26 декабря 2007 г. Данный факт свидетельствует об отсутствии претензий рекламодателя к рекламораспространителю по поводу распространения ненадлежащей рекламы в указанный период. Рекламные макеты согласовывались руководителем ООО Проект-Лесстрой М, что подтверждается наличием его подписи на бланке заказа от 13 октября 2007 г. для размещения в номере газеты Реклама №81, на бланке заказа без даты для размещения в номере газеты Реклама №89, на бланке заказа от 15 декабря 2007 г. для размещения в номере газеты Реклама №99. Материалами дела не подтвердилось нарушение в вышеуказанных рекламных модулях пункта 7 статьи 7 ФЗ О рекламе, поскольку ООО Проект-Лесстрой не предоставляет строительной услуги сборки домов, коттеджей, срубов, предусмотренной законодательством РФ в сфере лицензирования, следовательно, общество не обязано иметь лицензии на осуществление данного вида деятельности, что подтверждается материалами дела, предоставленными ООО Максима, и договорами купли-продажи, заключенными ООО Проект-Лесстрой с клиентами. Вместе с тем, указанные рекламные модули нарушают пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ О рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, содержащая несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о природе, составе, способе и дате изготовления, назначения, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы и сроках годности товара. ООО Проект-Лесстрой, указав в рекламе слово сборка, трактуемое законом как лицензируемый вид деятельности, распространил недостоверную информацию о предоставляемых обществом услугах. Кроме того, рассматриваемая реклама в редакции ноября 2007 г. нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 и часть 1 статьи 28 ФЗ О рекламе, в редакции декабря 2007 г. нарушает часть 3 статьи 28 указанного закона. Таким образом, указанная реклама нарушает пункты 2 и 20 части 3 статьи 5 и части 1 и 3 статьи 28 ФЗ О рекламе и согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ О рекламе является ненадлежащей. Согласно части 6 статьи 38 ФЗ О рекламе ответственность за нарушения частей 2-8 статьи 5, части 3 статьи 28 несет рекламодатель. Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ О рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 указанного закона несут рекламодатель и рекламораспространитель. Руководствуясь частью 1 статьи 33 и пунктом 1 статьи 36 Федерального закона О рекламе, и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью Проект-Лесстрой (юридический адрес: Пр. Ленина, 195, 4, г. Томск, 634009, фактический адрес: ул. Ивановского, 6а, г. Томск, 634040) следующего содержания: ООО Проект-Лесстрой. Изготовление. Сборка домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна диаметром от 180 до 280 мм. Покупаем круглый лес. г. Томск, ул. Ивановского, 6а, т.25-24-95, 33-33-77, опубликованную в еженедельной информационной газете Реклама №81(759) от 13 октября 2007 г. (издатель закрытое акционерное общество Издатель), поскольку указанная реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ О рекламе. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью Проект-Лесстрой следующего содержания: ООО Проект-Лесстрой. Изготовление. Сборка домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна диаметром от 180 до 280 мм. Покупаем круглый лес. Кредит. г. Томск, ул. Ивановского, 6а, т.25-24-95, 33-33-77, опубликованную в еженедельной информационной газете Реклама №89(767) от 10 ноября 2007 г., поскольку указанная реклама нарушает пункты 2 и 20 части 3 статьи 5, часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ О рекламе. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью Проект-Лесстрой следующего содержания: ООО Проект-Лесстрой. Изготовление. Сборка домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна диаметром от 180 до 280 мм. Продажа пиломатериала. Покупаем круглый лес. Кредит. Московский банк Реконструкции и Развития 16% годовых и ведение счета. г. Томск, ул. Ивановского, 6а, т.25-24-95, 33-33-77, опубликованную в еженедельной информационной газете Реклама №99(777) от 15 декабря 2007 г., поскольку указанная реклама нарушает пункты 2 и 20 части 3 статьи 5, части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ О рекламе. Выдать ООО Проект-Лесстрой и ЗАО Издатель предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО Проект-Лесстрой и ЗАО Издатель. Решение изготовлено в полном объеме 24 марта 2008 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председатель комиссии В.И. Шевченко Члены комиссии: Н.В. Базарова А.М. Павлюк С.Н. Лепихина Е.П. Фоминых
Вернуться в каталог

Отзывы

Нет Отзывов